16+

Районная общественно-политическая газета «Улётовские вести»

Главная / Новости / Не дай Бог жить во время перемен (китайская мудрость)
16.10.2017 15:02
  • 29

Не дай Бог жить во время перемен (китайская мудрость)

К 100-летию Октябрьской революции

Даже сейчас, спустя целый век  после событий революции и Гражданской войны   нет единства в оценке тех  событий в  головах  историков,  не говоря  уж о размышлениях людей простых.  И я не берусь расставлять акценты, приписывая себя  к «красным» или «белым». Для меня  лично,  как для жительницы   Забайкалья,  просто рядового сегодняшнего человека сам факт революции и той  войны страшен именно   беззащитностью людей  перед  постигшей  их братоубийственной войной.

     Не секрет,  что порой из одной семьи  мужики  расходились по разным сторонам баррикад. И не секрет, то  наряду с белым террором, о котором нам  говорят учебники   и художественная литература, существовал и красный террор. Вспоминаю протокол обыска (попал мне в  руки по работе) в семье Фоки  Коновалова в с.Дешулан: изъяты церковная книга (Библия), жеребенок, 16 берданошных патронов. Арестован как враг народа за антисоветскую деятельность, расстрелян за опрометчивую фразу. А сколько лиц духовенства исчезло  в небытие,- тех, кто сроду  и не держал в руках оружия, крестил новорожденных, венчал, отпевал  и оказался вдруг за решеткой  с клеймом врага народа?-  

      В  моих руках оказался    материал по уссурийским казакам – Георгиевским кавалерам, составленный по материалам Хабаровского государственного краевого архива (Р-959, д.4)

   Эта монография  попала  мне от моего знакомого хабаровчанина  Владимира Бабия, интересующегося  старинными наградами.  Основой  рукописи являются  данные фонда  Хабаровского государственного краевого архива. А лично мне,  да и нашим читателям интересен, думаю, будет факт нахождения в списках  наших земляков, судя по фамилиям и местам боёв,  доронинцев, казаков  Титовской дружины. Именно по наличию  территорий нашего района  автор и предложил её мне, полагая, что, возможно, для кого-то эти данные представляют интерес.

 Вот он  — список  награждённых  Титовской дружины.

  1. Вахмистр Василий Мохнарылов  «За бой под Черемхово 18 ноября 1919 г награжден по ст. 67 п. б. Статута Георгиевского креста  Георгиевским Крестом 4 степени
  2.  Аналогичная награда за  событие возле с. Черемхово  младшему уряднику Семену Балаганскому
  3. За бой под д. Ключи 20 ноября 1919 года  награждены  младший урядник  Мартемьян Балагановский , Григорий  Балагановский  и Михаил Трофимов  (ст. 67 п.17  Статута)

19 и 20 ноября  награждены  Иван Насыров, Иван Гамов, Иван Балагановский, Меркурий Щербаков, Ефим Балагановский, Семен Балагановский ,  Яков Носырев,   Захар Трофимов  Владимир Беляев ,Тимофей Носырев , Григорий Носырев , Абрам Носырев, Макар Семенов,  Иван Щербаков,  Ефим Щербаков  (Георгиевские кресты  всех степеней )

Солдаты  Николай Куташов, Козьма Попов,   за бой под д. Ключи – 20 ноября,  и другие. Всего награждено 36 человек по событиям  18, 19 и 20 ноября 1919 года.

    Места боёв – села Черемхово,  Татаурово,  Арта,  Доронинское и Ключи.

 Документ подписан  начальником отряда  полковником Шильниковым, и хорунжим Кобылкиным.

    Из указанного же сборника: «Титовский  полк развернулся из нелегальной офицерской организации в г.Чита.  Полк принимал участие в боях с красными наравне  с другими частями. По водворении  в Чите Семенова   они (семёновцы)  стали главенствовать, а  «титовцы»  были отодвинуты на второй план.

В Гражданскую войну  Забайкальское казачье войско состояло из 28 полков, 14 полков на стороне белых,  14 – на стороне красных. Вдумайтесь только в эту статистику! «Брат на брата,  сын на отца» — явилось не расхожим литературно-историческим клише, а подлинной,  жестокой реальностью.

 

 Что примечательно,   в этой же монографии нашла приказ главнокомандующего  всеми Вооруженными Силами  Российской Восточной Окраины № 234 (31) от 24 марта 1920 года. «Награждаются за боевые  отличия Японской императорской армии 8 роты 42 полка  Георгиевским крестом 4 степени Тонокочи Токмас, Сизус Нахакара, Сизус Кига,  Зих Накада, Камевака  Такахаси и другие — 15 военнослужащих — японцев».   Братья не могли дать ладу  в отношениях  друг с другом, да еще и японцы были тут же, помогать размешивать  кровавую кашу братоубийственной войны

   Читая эти документы,  и имея возможность тут же войти в поисковик в Яндексе,  посмотреть иные сведения о  событиях тех лет,   я в который раз  уже испытываю чувство сострадания   ко всем тем, кто жил в этот период.  Как и на каком уровне интуиции  нужно было себя вести,  чтобы сохранить жизнь себе,  своим детям,   чтобы оставить  после себя  хоть какой-то  след.

       В этой же монографии последними данными являются два списка, составленные  25 ноября 1942 года  и 14 декабря 1942 года – списки Георгиевских кавалеров, находящихся в живых и скончавшихся, проживающих  в Харбине, в Шанхае,  в Корее и  маленьких станциях Казахстана.  То есть, спустя столетие,  так и не нашли своих братских корней  наши  Гамовы,  Трофимовы. Носыревы, Щербаковы    и Куташовы.  И  вероятность того, что сюда приезжают предки тех  георгиевских кавалеров  с визитами из Австралии,  достаточна высока.

       И думается  мне,  что эти страницы истории нужно, пожалуй,  только лишь читать,  не давая оценок.  И единственный урок  из мясорубки тех лет, который  мы должны сегодня усвоить – отнеси Бог от такого сегодня – жить во время перемен.

Автор: Елена Чубенко
корреспондент газеты "Улётовские вести"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх