16+

Районная общественно-политическая газета «Улётовские вести»

Главная / Статьи / Не блокбастером Русь сильна
03.07.2018 09:35
  • 95
  • 5

Категории:

Не блокбастером Русь сильна

"Звёздная россыпь" в Чите

Забайкальский кинофестиваль нынче, как долгожданная туча в засуху – только зацепил краешком наши Улёты. Никакого вам «звездопада», кроме уже ставших почти своими Дмитрия Павленко и Натальи Селиверстовой с их спектаклями. Ну и сам Виктор Михайлович, безусловно, не мог не посетить Улёты.

Думаю, районы ополчились против некоего «блата»в сторону Улёт, куда обязательно привозили бОльшую часть звёздной киноколлекции.

Сначала – о спектаклях Дмитрия и Натальи. Конечно же, их игра в детском спектакле очаровала малышню, которой собралось полный зал. Дети были в восторге от этой спортивной пары, выделывающей без устали кульбиты, дарящей улыбки и уморительные гримасы.

А вечером мы видели совсем других Дмитрия и Наталью. Настоящих «небожителей», которые спустились к нам на землю. Сначала «родился» один, потом другой, и метались в поисках друг друга. И, оказывается, найти на земле свою половинку очень сложно. Спектакль философский, поставлен по пьесе забайкальца Александра Гордеева.

Для иллюстрации – отзыв одного из зрителей, В. Лихунчи: «В Улётовском кинотеатре 1 июня был показан спектакль «ТыЯ» по пьесе А. Гордеева «Голубое, чуть аквамариновое небо». Это, скорее всего, современная сказка о любви и счастье для взрослых. Улётовский зритель увидел на сцене нежный и трогательный рассказ о жизни, в которой есть место радостям, страданиям и расставаниям, встречам и и размышлениям. Эта история рассказывает нам о том, что же такое вечная любовь. В спектакле участвуют двое — мужчина и женщина, между ними сильное чувство любви, которое должно привести их к счастливому финалу, несмотря на все испытания, которые предстоит им преодолеть. Создатели и актёры спектакля: Дмитрий Павленко и Наталья Селиверстова. Зрители аплодировали, благодарили, было хорошо, но мало. Мы, улётовцы, избалованы кинофестивалями».

Посмотрев спектакли семьи Павленко, решила ,что я всё-таки недополучила чего-то важного и полетела вдогонку за «звёздным дождём», в Читу.

По счастью, 2 июня я попала на просмотр и обсуждение в Свято-Воскресенском храме Читы фильма Лидии Алексеевны Бобровой «В той стране...» 1997 года.

Попала и... пропала… Пропала в своём детстве, в снегах, которых тогда было в избытке, в дешуланской ферме, в коровнике, где коровы лезли в карман скотника языками, облизывали его руки и утешали от обиды. В общем, прообливалась слезами. Не могу сказать, что это – драма ли, трагедия, или комедия. Это просто жизнь северной деревушки. Почему север? Потому что, признаётся Лидия Алексеевна, снега и природа так напоминают родное Забайкалье и Могочу, где она росла (сейчас она живет в Санкт-Петербурге).

Рада, что открыла этого уникального режиссера для себя еще в прошлом году, посмотрев фильм «Бабуся». И хочу рассказать вам, уважаемые читатели, об этом открытии. Вот как о ней пишет в «Женских историях» Э. Лындина:

«В ее работах совсем нет театральных холеных лиц, играют непрофессиональные актеры. О чем рассказывает эта женщина в своих малоизвестных, прославленных за рубежом фильмах? О местах, в которых живет, о деревне, о старушечьих печалях, о пенсии в полторы тысячи рублей, о долге, о стране, в которой нет смысла, а есть только боль. О людях — глупых, пьяных, добрых, приземленных, недалеких, злых, усталых, наивных, хитрых, жестоких... Ее фильмы — оголенные нервы, то, о чем мы, городские, не хотим знать и никогда не узнаем. Смотреть и плакать...

- Я написала сценарий «В той стране…», выбрав местом действия деревню Веркола, родину Федора Абрамова. На русском севере сохранился народный дух, он – в речи, архитектуре, в определенной системе взаимоотношений. Есть что-то коренное, вечное, неподвластное суете наших дней. Хотя я далеко не идеализирую эту жизнь.

Сценарий дала почитать Дмитрию Клопову из Верколы, сельскому художнику, другу Абрамова. Дала с тайной мыслью: хотела, чтобы он сыграл главного героя Николая Скуридина. Волновалась: что он скажет? Господи, какое счастье было услышать, что в сценарии всё правда, что он близок Абрамову! Клопов согласился сниматься. Сыграл, по-моему, блестяще. Даже получил премию за лучшую мужскую роль на «Золотом витязе», денежную, что очень существенно для жителя нищей Верколы. (Из интервью. Э.Лындиной )

А дальше все было еще интересней, — как рассказала зрителям Лидия Алексеевна на встрече в Чите. На ключевые мужские роли ключевые пригласили народных артистов. Профессиональных, грамотных. Но, находясь рядом с Дм. Клоповым, они сокрушительно ему проигрывали. Зритель смотрел бы только на него. «Глаза у него чистые, как у ребенка... пронзительной голубизны». Он не играл, а жил. И однажды радуга, появившаяся во время съемок над храмом, подсказала правильный путь: Лидия Алексеевна остановилась на кандидатурах только местных жителей, отказавшись от участия профессиональных артистов.

- Радуга была как божий знак для меня, — признается Лидия Алексеевна слушателям. И из актеров, занятых в кино, профессиональными были только актрисы. Все мужские роли исполняли жители села. А роль бабушки одной из героинь сыграла мама Дмитрия Клопова, ей было за 90 лет.

Я пообещала Лидии Алексеевне Бобровой устроить прокат этого фильма в РДК Улёт, благо она подарила мне диск с этим шедевром. Говорю о шедевре не для красного словца.

«Первый показ картины «В той стране…» на «Киношоке» принес очень дорогую для меня премию Гильдии киноведов и кинокритиков России. Оттуда фильм увезли в Краснодар, он шел две недели в центральном городском кинотеатре, что очень приличный срок для нашего чахлого проката отечественного кино. Так что мнение зрителей совпало с мнением критики. Следующая точка отсчета – Берлинский Международный кинофестиваль. Мой фильм участвовал в программе «Форум». Когда закончился просмотр, в зале наступила тишина. Подумала: провал! Но никто не уходил. Я поднялась на сцену – шквал аплодисментов. Премия мира, премия Фонда Генриха Белля… Картина побывала в 26-ти странах, пробиваясь к людям, кажется, очень далеким от проблем российской северной деревни. Были и еще счастливые совпадения мнений критики и зрителей: во Франции, в Кретее, где проходит самый крупный в мире фестиваль женщин-режиссеров, в Париже, где люди голосуют билетами на фестивале «Реконтре» («Встречи»), Гран-при во Фрайштадте в Австрии»…(Из интервью. Э.Лындиной).

К сожалению, проката в России не было! Только несколько регионов посмотрели фильм, там, куда ездила сама автор фильма, с копиями картин. Пронзительная искренность при показе деревни и светлая любовь к этому, непридуманному миру вызывали самый искренний отклик зрителей.

В Свято-Воскресенском Храме г.Читы я смотрела на зрителей. Почти у всех были слёзы на глазах. Каждый увидел в этом фильме своё детство, свои деревни. Несмотря на то, что горестная там картина- деревня умирает, спиваются и гибнут мужики, но что поразительно, не возникает ощущения «чернухи». Русь в этом кино любят, ей сострадают и стараются сберечь в памяти людской каждый характер, каждый сучок в половице, каждую занавеску над печкой.

Удивительное дело. Грустный фильм ..Но после его просмотра возникает в душе очищение, как будто исповедовался, снял с себя всю грязь и шелуху.

Я просмотрела уже и «Бабусю», и Ой вы гуси», и « В той стране»и «Верую»Лидии Бобровой.  А ещё лично познакомилась с этой маленькой, какой-то беззащитной на вид женщиной, обладающей стальным характером. За все годы творчества в кинематографе (как сценарист и режиссер) она ни разу не изменила своей Руси, показывая ее настоящей, не придуманной, искренней. Ни разу не последовала путями «блокбастеров» и голливудских стандартов, на которые уповают режиссеры. Мол, голливудские стандарты, люди к ним привыкли, потому и мы снимаем блокбастер..

Слово то какое — блокбастер! Посмотрела перевод. Буквально — «разрушитель кварталов».Не кино, не картина, а «разрушитель кварталов».Каждый наш квартал, каждый сантиметр Руси нужно разрушить, насадив стандарт голливудского героя – одиночки, стандарт американского поведения.

А когда в России с бедой справлялись одиночки? Россия сильна была единением, а не «агентом ОО7». И лучший наш фильм назывался ОНИ сражались за Родину, а не «Он». Довелось, кстати, посмотреть в рамках кинофестиваля и фильм «Прощаться не будем»о войне. Качественная сильная работа актера Андрея Мерзликина. Батальные сцены, крупные планы плачущих детей. Вроде бы всё должно вызвать сострадание и слёзы. А посмотришь на накрашенную главную героиню- военнослужащую с чистыми волосами, тщательно уложенной прической, современными неестественными губами, темно-голубыми тенями и становится смешно. Картонная героиня-красавица напрочь сломала замысел режиссера. И кроме досады- ничего…

Обидно, что сегодня организовывают широкомасштабный прокат абсолютно грязного фильма «Дедпул», а трогательная картина о русской глубинке ездит в поисках своего зрителя в сумке у маленькой женщины с большим сердцем Лидии Бобровой.

Автор: Елена Чубенко
корреспондент газеты "Улётовские вести"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх